By Martin James.
2004г.
«Честно говоря, я ненавижу говорить о технической лабуде. Это ужасно скучно!» Лиам Хоулетт откидывается назад в своем кресле и с озорной улыбкой проводит руками по своей светлой панковской шевелюре. В его глазах виден блеск, но кольцо в форме черепа на его пальце сияет еще сильнее. Без сомнений, он счастливый человек.
«Я привык достигать конечного результата настолько быстро J и безболезненно, насколько в моих силах» - продолжает он, хватаясь правой рукой за адамово яблоко – «вообще-то, самое главное в этом альбоме это то, что он нетехничен!»
Он имеет все права на то, чтобы быть счастливым. Ведь после семилетнего перерыва, в течение которого The Prodigy активно занимались переопределением духа времени ( zeitgeist ) и чуть не стали пародией на самих себя, Хоулетт наконец-то вернулся. И что это за возвращение! Шедевр электронной музыки – Always Outnumbered , Never Outgunned ( Maverick , 2004), так долго ожидаемый четвертый альбом, наполненный грувами ( grooves ) и трэшевым, полным адреналина, аморальным фанком – совсем не похож на ту формулу электронного панка, которую мы слышали на сингле The Prodigy – “ Baby ' s Got a Temper ” в 2002 году.
Боль от Bgat не утихает.
Хоулетт запускает iTunes на своем лэптопе Mac G 4 и закачивает эксклюзивный ремикс на одну из песен из Always Outnumbered , Never Outgunned , и сложно не заметить гордость Лиама за свое новое творение. Также сложно представить, что это тот же Лиам Хоулетт, который всего два года назад был задумчивым, грустным и напряженным человеком, без отдыха работающим в London ' s Rollover Studios , пытаясь найти правильный баланс для финального микса “ Baby ' s Got a Temper ” mix .
«Я никогда не был счастлив с этой записью»-говорит Лиам. – «когда она вышла в свет, у меня было такое чувство, которого никогда не было ранее, что что-то не совсем так. Ты знаешь, это была вынужденная запись».
Возможно и вынужденная, но именно эта запись заставила Лиама посмотреть в лицо собственным сомнениям по поводу того, к чему, собственно говоря, пришли The Prodigy , и более конкретно, по поводу того, что группа начала терять, а именно бит.
““ Baby ' s Got a Temper ” заставил меня действительно посмотреть на все это дерьмо. Я спрашивал сам себя – что за хренью я занимаюсь?. Даже с The Fat of the Land , я не думаю, что музыка была удобной сама с собой, была удовлетворительной. Такие трэки как ‘ Firestarter ' и ‘ Breathe ' всегда были моими любимыми, ‘ Diesel Power ,' ‘ Smack My Bitch Up ' и тому подобная хрень – но я не был до конца счастлив с остальным наполнением альбома. Это работало больше как живой альбом».
Где же Firestarter?
“Новый альбом более одурманивающий, чем The Fat of the Land “ – говорит Лиам. “Я думаю, что он гораздо ближе к нашему второму альбому Music for the Jilted Generation . Эти записи не такие вынужденные, чувствуется что они идут без напряга. В музыке все еще есть некая напряженность, но… в таких трэках как ‘ Wake Up ' ( featuring Kool Keith ) чувствуется олд-скул от The Prodigy . Может быть это чувствуется потому, что на альбоме нет Кейта Флинта. Может потому, что вы не сосредоточены на одном певце”.
Притязания по поводу отсутствия Флинта и Максима на альбоме кажутся, по крайней мере в прессе, придирчивыми. Исторически, в The Prodigy никогда не было певцов, которые были бы более значимы, чем биты Хоулетта. До релиза The Fat of the Land ( XL , 1997), вокал использовался в качестве сэмплов и был частью всеобщего звучания. Always Outnumbered отмечает возврат к этому подходу.
Альбом напичкан вокальными совместными работами. Приглашенные гости – хорощо известные музыканты, такие как Лиам Галлахер из Oasis , чей экстремальный голос слышен в “ Shoot Down .” Также на альбоме присутствуют хип-хоп монстры такие как Kool Keith , Twista и Princess Superstar , а также панк актриса Juliette Lewis , плюс Shahin Bada (чьи навязчивые восточные мелодии мы уже слышали в “ Smack My Bitch Up ”). Также на альбоме можно услышать не таких известных жительниц Лондона, а именно Ping Pong Bitches (которые принимали участие в записи ранней версии “ Baby ' s Got a Temper ”), Tasty and Dirt Candy ' s Paul Jackson .
То, что захватывающие совместные работы с 3 D из Massive Attack и Noreaga не попали на конечную версию альбома, говорит о том, что у Лиама вновь появилась уверенность в своем брэнде алхимии бита. “В этом альбоме вокал не является самой значимой частью, поэтому отсутствие Keeti (Максим) или Кейта – это не есть мое недовольство ими“- говорит Хоулетт. – “Я просто обрабатывал те голоса, которые я записал в качестве сэмплов, и лучшие из них я использовал для своих трэков. Мне по барабану было насколько известны были эти люди”.
Однако фанам и любителям живых выступлений группы не стоит беспокоиться по поводу отсутствия фронтмэнов, ведь Максим и Флинт будут выступать на концертах; концертный тур начнется в следующем году.
Полностью разумный.
Освободив себя от ограничений по работе с собственными ведущими вокалистами, Лиам сделал важный шаг в создании альбома. Но еще более важным шагом было то, что Лиам решился писать свои трэки на своем G 4 с помощью Propellerhead Reason . Произошел сдвиг после бесплодного года работы в его домашней студии вместе с его последователем Neil McLellan . Все шло очень медленно, и Лиам погрузился в пучину творческой депрессии. Забавно, но Лиаму не давало вернуться к работе то, что он насобирал кучу оборудования.
“Оно было повсюду! Весь пол студии был заставлен оборудованием, целых три комнаты моего дома. Я не мог здраво мыслить. Все это привело к тому, что я стал избегать любой ценой свою работу”.
Лиам установил Reason на свой G 4 и начал работать. И это было для него настоящим облегчением. “Я чувствовал себя очень затхлым в своей студии, и чем больше оборудования я покупал, тем меньше я чувствовал звук. Я обнаружил, что я все время возвращаюсь к одному и тому же оборудованию, причем это были доволно старые вещи. Все чаще и чаще я думал о том, как мне не хочется работать в студии, и я начал больше работать на своем лэптопе. Это было чем-то чистым, новым писать на лэптопе. Никто другой ни хрена бы с этим не справился. И это новый мобильный способ написания был настолько освежающим для меня, что я взял все, что мне было нужно и запер студийную дверь. Все остальное барахло все еще там”.
И по всей видимости эта дверь до сих пор закрыта. “Мы хотели сфотаться для ремикса в студии, но мы не смогли открыть дверь! Видимо дверь заклинило. И я думаю, что истории и представление об этом новом альбоме хрень. Факт в том, что я не писал альбом в студии, я писал его в спальне или в саду на компьтере. Поэтому этот альбом звучит более натурально”.
Знакомство Лиама с Reason позволило ему работать более направлено и быстро. Не надо было тратить часы для нарезки сэмплов на Akais . Напротив, он мог выдавать идеи мгновенно. Это было по его словам “как гитарист, создающий помехи в мелодии”. На Хоулетта Reason подействовал сразу же: “Я тотчас же начал вновь создавать сногшибательные биты”.
Конечно же есть противники Reason среди сообщества программистов. Несмотря на то, что в нем есть эмуляция классического синтезаторного звучания, и что он является одним из самых гибких и разносторонних программных пакетов, многие считают, что программные синты( synths ) не могут соперничать с настоящим аналоговым звуком. Более того, невозможность контролировать внешние миди-синты ограничивает его использование за пределами нотного стана.
Хоулетт говорит: “В реале я не использовал ни одного программного синтезаторного звука в Reason . Я прграммировал и манипулировал своими собственными звуками. Звучит так, будто я почти не использовал Reason , но он являлся самым значимым в моем оборудовании. Что я делал с помощью Reason , так это доводил мелодию до того этапа, на котором я просто концентрировался на тонкой шлифовке трэков”.
Быстрый как огонь.
В создании Always Outnumbered особое значение было отведено начальному этапу творчества. “Т.к. сейчас у меня очень мало времени, я работаю над чем-то около полутора часов, если ничего не выходит, то я просто выбрасываю этот материал” – признается Лиам. – “Но Reason значительно все ускорил. Это просто офигительный блокнот, забавный способ писать музыку”.
Заглавный трэк “ Spitfire ”, с его низкими брейками и порочным вокалом Juliette Lewis , представляет собой совершенный пример рабочего процесса над альбомом. “Так сделано около 90% альбома” – объясняет Хоулетт. – “Я находил место, где мне было хорошо – обычно эта была моя спальня, обычно в полночь, обычно с парочкой бокалов Вина – включал Джеймса Бонда – вообщем вы понимаете. Я писал музыку прям в кровати, потому что это весело! ‘ Spitfire ' я написал за одну ночь”.
Потом Хоулетт приносил трэк в небольшую рабочую студию в the East End of London . Хоулетт основал ту студию, дублированную Muse , для работы над альбомом с McLellan и Damien Taylor . “Так я приду утром, говорил я им, к этому времени они подготавливали трэк, а я приду и скажу – что за дерьмо! Вот послушайте это! – и врубал им что-нибудь, что написал за ночь, так было с мелодией Майкла Джексона (предпоследний трэк с альбома ‘ The Way It Is ', с безумным фанки джемом, который ниспровергает ‘ Thriller ' Джексона). Я мог работать с лупами очень быстро. Вы не сможете этого сделать На Akai , потому что это займет неделю нарезать все части композиции. Но Reason был действительно хорош для этого! Когда я приносил им на следующее утро то, что написал за ночь, им было хорошо, а нам просто башку срывало!”
Чистка, четыре этапа.
Процесс обработки на Muse приобрел немного другой оборот. Там, Taylor воссоздал весь материал в Digidesign Pro Tools , для обеспечения больших возможностей во время шлифовки трэков. “По существу, все песни написал я” – говорит Хоулетт. – “Я принес их в хорошее место и там были хорошие вибрации. Но затем я освободил место в своей голове, ведь материал был переведен в Pro Tools . И потом я мог добавлять еще какую-нибудь хрень. Ведь я не парился с программированием, потому что это уже было сделано.
Damien самый лучший инженер Pro Tools , из всех,с какими я работал, ведь он делает свое дело очень быстро. Он как я, потому чтоя хочу чтобы идеи были записаны мгновенно. Мы пришли в отличное настроение, потому что он сделал полный кроссфейд, сгладил все пики. Он сделал кроссфейд для всех нарезок ( chops ), подогнал их все встык. Ему пришлось подстраиваться под то, как я работаю. По началу он проводил минут 20, подчищая все это дерьмо, я говорил, да пошло это! У меня есть идейка и я ее сейчас забабашу! Вообщем, большинство трэков поступали к нему очень сырыми”.
После того, как трэки побывали в Pro Tools , Хоулетт мог начать шлифовать и овердабить их. “Мы попросту перезаписывали звуки, которые звучали немодно в Reason ” – говорит он. – “Я заменял Reason аналоговыми клавишными, чтобы аккумулировать жирность звучания. После этого, материал поступал на следующую стадию обработки”.
К правдивости подхода «возвращения к истокам» в студийных комнатах не было личного имущества студии. В крошечной контрольной комнате все ограничивалось старым Хоулеттовским микшером Mackie c 32мя каналами и 8ю шинами, одна из вещей из его домашней студии, а также “хреновыми спикерами, которые мы еле сбалансировали”.
Дальнешая работа.
Восхищение Хоулетта по поводу финальных версий трэков быстро увяло, когда он пришел на London ' s Whitfield Studios провести ребаланс на профессиональных мониторах.
Послушав Лиам понял, что Muse микс не был достаточно мощным, чтобы его можно было выпускать.
“Я никогда не был в особо больших студиях” – говорит Лиам. – “Пока ты не знаешь, что ты делаешь, ты можешь теряться в догадках. Мы пришли туда, поставили наши записи на эти огромные точные спикеры и послушали, и до меня дошло – Мля! Что за херня! Поэтому мы ремиксировали все на Whitfield и миксовали в основном на старом 60х и 70х годов ламповом оборудовании на громадном фирновом столе. Но у нас все же стоял Mackie в углу, к которому я мог подключить клавишные и усиливать звук. Много аналогового дерьма прошло сначала через Mackie , потому что можно гораздо усилить звучание через него. Я не могу поверить, через сколько приборов мы пропустили звук. У нас были старые демоверсии и новые, и новые – это просто БОМБА!”
Даже на этом этапе, Хоулетт требовал, чтобы метод работы оставался полностью произвольным. За следующей дверью в контрольной комнате (комната 2) в Whitfield , он оборудовал еще одно рабочее место. “Я все еще продолжал дописывать эту хрень” – с улыбкой говорит Лиам. – “Я продолжал работу над композицией Twista (‘ Get Up Get Off ') и все еще доделывал ‘ Wake Up ,' композицию с Kool Keith . Я все еще изменял трэки, потому как звуки барабанов звучали слабо и мне приходилось пересочинять кое-какие вещи, чтобы все было как надо”.
Опять другой.
Спонтанность проявилась и на последних этапах мастеринга, Лиам предпочел Emily Lazar из The Lodge в Нью-Йорке, вместо своего обычного выбора The Exchange в Лондоне. The Lodge – самый любимый дом мастеринга для многих значимых хип-хоповых исполнителей и старых рокеров, таких как Дэвид Боуи. Студия предлагает все, начиная от классических аналоговых инструментов до последних разработок цифрового оборудования. В своей работе Lazar обычно использует решения от Avalon Design , Pultec , TC Electronic , Tube - Tech , Weiss and Z - Systems . Она также использует комплексы программного обеспечения Sonic Solutions SonicStudio HD и цифровые платформы Pro Tools и Emagic Logic Audio .
“Я не мог поверить, как трэки опять пропустили через несколько приборов” – говорит Лиам о включении Lazar в работу над альбомом. – “Она противопоставила себя нам и продолжала: вот то, что у вас получилось, а вот, что сделали мы, и после этого стрелка росла на пять децибел выше!”
В The Lodge , Хоулетт также установил еще одну рабочую комнату, за комнатой мастеринга. “У нас были установлены Pro Tools , по этому мы могли продолжить шлифовку даже на этом этапе работы, и это было правильным. Это такая же хорошая идея, как и возить лэптоп повсюду.
Мы просматривали основы всех трэков, разделяли их, к примеру в ‘ Spitfire ', вокал был поделен на два трэка, все ударные на другие два трэка, выборка трэков с клавишными, которые не играют в одно время и так далее. Таким образом все было полностью поделено. У нас было по два основных трэка для каждой части, и мы могли увеличивать уровни и т.д. И это было очень полезным, я очень рад, что мы сделали это, потому что всегда был другой твик ( tweak ) для этого альбома”.
Несмотря на то, что значительная часть работы прошла на современном оборудовании как на Whitfield Street в Лондоне, так и на The Lodge в Нью-Йорке, Лиам говорит, что наиболее значимым для него остается его лэптоп с Reason . Действительно, этот инструмент помог ему не только выделиться среди большого числа музыкантов, но и выбить из классических мелодий тревожный темп. Судя по трэкам, которые не вошли в альбом, Хоулетт говорит, что допускает, что в ближайшем будущем у The Prodigy может выйти еще один альбом.
“Я могу продать все оборудование своей домашней студии хоть завтра” – вызывающе говорит Лиам. – “Я не знаю, что делать с этим барахлом, ведь весь последний альбом был сделан на моих собственных источниках сэмплов и лэптопе с Reason , плюс еще несколько вещей, о которых я упомянул ранее и которые настолько техничны, насколько они есть и настолько техничны, насколько они должны быть”.
Добро пожаловать на новый уровень The Prodigy . Хоулетт может “уронил панк и взбодрил фанк”, но его поход гораздо более панковый, чем большинстов гитарных групп, которым остается об этом только мечтать.
Обязательное оборудование Лиама:
Компьютер Apple Mac G 4 с установленным программным обеспечением Propellerhead Reason : “Я просто скачал с интернета эту прогу и сразу начал работать.
Korg microKontrol миди контроллер: “Кое-что из нового, что я начал использовать. Небольшая штуковина для контроля за параметрами и остальной чушью, она маленькая, поэтому мы таскали ее с собой повсюду”.
Korg MS -20 синтезатор: “Как бы много оборудования у меня не было, я всегда работаю на этом старом добром синтезаторе, Korg действительно рулит!”
Mackie 32•8 32-канальный 8-шинный миксер: “С его помощью я делал звук для второго и третьего альбомов”.
Manley EQP1-A EQ
Oberheim Four голосовой синтезатор: “Это надежная штуковина, я всегда его использую”.
Thermionic Culture The Culture Vulture stereo valve примочка дисторшна: “Это сумашедшая штуковина, сконструированная одним британским пареньком в 70е”.
Thermionic Culture The Phoenix stereo valve компрессор
Перевод: HotRider
????????? ?? ??????? ??????
??????????: Always Outnumbered, Never Outgunned - о каждом треке